В 20-е годы XX века в США
Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком
был описан метод проектов. Его называли также методом проблем и
связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
В России же идеи проектного обучения возникли еще в 1905 году. Под руководством
русского педагога С.Т.Шацкого была
организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать
проектные методы в практике преподавания. В последнее время метод проектов
становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Часто приходится
слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку
выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой
работе или о подготовке к каком-то внеклассном мероприятии. Тогда как
технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов.
Что такое проект?
В России теория и практика эстетического воспитания в своём
развитии опираются на концепции М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, П.Е.Георгиевского,
Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, П.А.Флоренского, Ф.Шиллера и др.,
определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности
духовного и материального, прекрасного и выразительного в
эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств
реальности и искусства.
Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и
психологи, как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Олешкевич Д.И., Пидкасистый
П.И., Полат Е.С. и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь
теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим
методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности,
повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские
качества. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется
задача социализации и социальной адаптации учащегося. Таким образом, обучающие
и развивающие свойства метода проектов успешно используются в современной
системе образования.
Научный подход к проектной деятельности. Этапы
проекта
|